Главная
/
Пресс-центр
/
Статьи
/
Женский вид спорта. Как стать синхронисткой?

Женский вид спорта. Как стать синхронисткой?

← Предыдущая Следующая →
0
61
Женский вид спорта. Как стать синхронисткой?

Мир синхронного плавания

Дворец спорта «Олимпийский» в Чехове – огромный спортивный комплекс. Здесь тренируется и проводит домашние матчи самый титулованный российский гандбольный клуб «Чеховские медведи», здесь же находится знаменитая школа бокса, где тренировались ещё Поветкин и Лебедев.

Мы приезжаем в спортивный комплекс и поднимаемся на второй этаж. Распахиваются двери и мы попадаем будто в другой мир. Здесь смешивается горячий воздух бассейна, запах хлорки, громкая музыка, звонкий стук по металлу (секрет происхождения которого мы узнали чуть позже), крики тренеров и плеск воды.

По периметру бортиков сидят тренеры, а в воде множество детей. Все разных возрастов, в разных купальниках и разноцветных шапочках. Сначала сложно разобраться, что вообще происходит. Не похоже, что есть какая-то система. Но постепенно картина начинает складываться. Становится понятно, что все группы распределены по возрасту, и каждая отдельная группа занимается своим дело и готовится к своим соревнованиям.

Одновременно на бортике работают пять тренеров из УОР и СШОР: Борисова Ирина Джемаловна, Федосеева Елена Владимировна, Гусакова Татьяна Анатольевна, Самохвалова Оксана Игоревна и Карпова Екатерина Сергеевна. Трудятся они совместно и по-настоящему слаженно. В центре девочки постарше отрабатывают групповое выступление, а за ними следят двое тренеров на суше, слева от них девочки тренируют индивидуальные фигуры и вот сидит их тренер, с другой стороны - совсем малыши пытаются синхронно делать самые простые элементы под руководством еще одного тренера. Есть еще одна группа, есть запасные номера, оттачивающие программу вместе с основой, есть те, кто просто плавают по дальней дорожке.

Всё свободное время

Заведующая отделения синхронного плавания СШОР МО по водным видам спорта Елена Анатольевна Алёхина рассказывает, что такой ажиотаж и такое количество спортсменов в воде связан с каникулами. Сейчас у спортсменов сборы. В день, когда мы приехали в Чехов, у девочек было две тренировки на воде и одна на суше. Плюс обед и отработка счёта. «Как только у детей свободное время – сразу устраивают двухразовые тренировки. В любой момент - когда отменяют уроки, когда праздники. Это нужно для того, чтобы не снимать маленьких детей со школы», - делится Елена Анатольевна.

Если же синхронистки входят в состав каких-то сборных, то у них становится больше тренировок, увеличивается количество сборов, чаще приходится пропускать школу. Но спортивная собранность спортсменок позволяет им успешно совмещать учебу и тренировки - свободное время девушки тратят с пользой, и хоть задача усложняется, но они успевают и учиться, и тренироваться. После 9 класса есть возможность уйти в Училище олимпийского резерва. Училище находится рядом с бассейном, там же в шаговой доступности и общежитие.

Позже Ольга Брусникина рассказывает, что «в Училище олимпийского резерва не только тренируются, но и учатся, это среднее специальное образование в области физкультуры и спорта. Они с этим образованием дальше могут идти работать в нашу сферу. У нас очень много таких примеров. Например, тренер СШОР Катерина Карпова, которая работает сейчас с маленькими детьми – она наша воспитанница, закончила УОР и начала здесь трудиться. На сегодняшний день для нашего вида спорта выстроена вся система подготовки от маленьких до спорта высших достижений. Это очень важно. Конечно, на результаты влияет не только то, какой бассейн и какие тренеры, но влияют и те условия, которые мы можем создать нашим спортсменам, для того, чтобы они чувствовали себя уверенными в завтрашнем дне».

Для самых маленьких

Но берут в секцию детей еще задолго до школы. В секцию принимают с пяти лет. Сначала учат плавать, держаться на воде, делать какие-то базовые фигуры. И как только ребенок становится перспективным, его отдают тренерам по синхронному плаванию. А вот кто выступает в соло, кто в дуэте, кто в группе – это всё определяется гораздо позже. Сначала все учатся плавать, потом начинают отрабатывать групповые номера. Многие девочки рассказали, что именно так они и попали в свой вид спорта – сначала пришли в бассейн вместе с родителями учиться плавать просто для здоровья.

Сначала девочки приходят в секцию. Она платная, независимо от данных. Стоимость совсем символическая, а с момента зачисления в спортивную школу все занятия становятся полностью бесплатными. Пятилетние тренируются при этом порядка 6-7 часов в неделю, а те, кому уже ближе к шести, занимаются и до шести дней в неделю.

Красота ноги и высокий рост

В секцию на первых этапах берут всех, независимо от физических данных. А смотрят перспективу уже позже – ближе к 10 годам. Однако даже при первоначальном отборе обращают внимание на способности ребенка. Это, в первую очередь, ноги и пластичность. В приоритете красивый носок, коленки, которые «убираются». Есть дети, которые жесткие от рождения, не могут тянуть ногу. Конечно, все это тренируется при большом желании, но один из тренеров признаётся: «Красоту ноги ничем не исправишь». Оказывается, тренер может по ногам определять, кто есть кто. У каждого разные ноги, по-разному стопа натянута, пальчики выгнуты, у кого-то коленка не дотянута.

Кроме «качества» ноги, важен рост и вес. В приоритете – высокие девушки. Чем выше рост, тем красивее девочка смотрится, из воды. При отборе смотрят на родителей, на их рост и комплекцию. Но гены часто «выстреливают», поэтому на это тренера в начале ориентируются не сильно. Например, мне показывают на маленькую худенькую девочку в начальной группе. Оказывается, два года назад она пришла в бассейн с большим лишним весом. Но тренеры заметили её «сумасшедшие шпагаты». Сейчас же вес ушёл – а пластика осталась.

Толстенькие девочки с весом 40 кг

Вес в синхронном плавании – больная тема. Если на рост повлиять невозможно, а пластику и гибкость можно развить при должном упорстве, то вес – это важный показатель, за которым следить нужно постоянно. И в переходном возрасте делать это часто бывает тяжело. Если у ребенка нормальная комплекция, то никак строгих диет не нужно. Организм в процессе тренировок сам сжигает все лишнее и спортсмен всегда находится в хорошей форме. Но если есть предрасположенность к полноте, то приходится соблюдать диету. Не так важна талия, как нога - тонкая щиколотка и красивый носок.

«Посмотрите, какая красивая девочка» - это тренер говорит про фигуру и ноги, а вовсе не про лицо. Девочек заставляют худеть. Примерная схема – рост минус 115. Например, при росте 170 нужно весить 55 кг. Конечно, схема приблизительная, но тренеры и без весов видят, кто «перебирает». Удаётся держать себя в форме далеко не всем. Но у кого есть желание, тот с такой проблемой справится всегда.

Мне показывают на «толстенькую» девочку, которая вылетела из основы как раз из-за лишнего веса. Ищу толстенькую девочку в привычном понимании. Оказывается, так тренер называет из всех худеньких самую не худую. Но здесь всё строго. Мне объясняют, что один-два килограмма – это критично много. Становится тяжелее выпрыгивать, а партнершам выталкивать спортсменку, да и нога сразу сильно выделяется на фоне всей группы. Например, другая набравшая лишние килограммы синхронистка перестала быть «прыгушкой», несмотря на явный талант в этом деле, и теперь пытается вернуться в форму.

Из воды в небо

«Прыгушками» называют девушек, который солируют в группе и изящно выпрыгивают из воды. На такую роль пробуют всех, но кому-то дано больше, кому-то нет. Занимается поиском талантов тренер-акробат. Вместе с ним на батутах в спортивном зале заранее отрабатываются все прыжки. Группа учится правильно выталкивать, а «прыгушка» делают трюки в акробатической лонже. Только потом все повторяют в воде.

В воде – весь день

Вид спорта требует серьезной отдачи, нагрузки здесь немаленькие. Кто-то просто не справляется с режимом дня и сдаётся на половине пути. В обычные дни дети идут в школу, а после школы уже идут на тренировки. Тренировки в проходят с 3 часов дня и до 8 часов вечера. Но во время сборов время занятий увеличивается, появляются двухразовые тренировки. Во время сборов распорядок дня такой: с 8 утра растяжка в зале и общая физическая подготовка. Потом считают и выходят на воду. До часу дня в воде. Потом обед и снова счёт на суше и отработка в воде. В какие-то дни добавляются занятия хореографией в зале и работа с акробатом. Выходной – воскресенье.

В воде синхронистки проводят очень много времени. Если готовятся к соревнованиям, то находятся в воде весь день. Без преуменьшений это может быть и 8, и 10 часов.

Несмотря на грацию и пластику, синхронистки все очень сильны физически. При нас девушка плавала с утяжелителями на ногах по 500 грамм на каждую. Отрабатывают фигуры и с утяжелителями на таз. Кроме того, используют специальные резинки для растяжек стоп, жгуты для шпагатов, лопатки для отработок гребка. 

А вот травмы девушки получают чаще всего вне бассейна. Так как голеностоп сильно тянется, в школе нельзя, например, играть в футбол. «Все тоненькие, звонкие. Для нас самая большая беда – голеностопные суставы. Часто в корсетах продолжают заниматься» - рассказывает тренер Елена Анатольевна. Но бывают травмы и на тренировках. Чаще всего они связаны с близкой работой - ударяются руками и ногами. Но в целом вид спорта считается нетравмоопасным.

Постановка программы

«Выход делаешь не на «раз», а на «два»! Выступите как первая команда!», - не перестают раздаваться возгласы тренера в бассейне. Работа кипит, глаза разбегаются.

Вся программа разложена на определенный счёт и ритм. Сначала все до идеальной синхронности отрабатывают на суше, а затем уже на воде.

У тренеров в руках по две большие железные палки, одна из которых воткнута в специальную выемку в бортике. Металлический стук одной палки об другую слышен и под водой. Так тренер помогает считать спортсменкам. Этот счёт они знают наизусть. Случается такое, что во время выступлений музыка под водой отключается. Если музыка отключается, синхронистки должны продолжать танцевать и не сбиваться.

Сложность произвольной программы складывается из скорости, количества перестроения, задержки дыхания и сложных элементов синхронного плавания. Оценивается, сколько времени пребывают на связке вниз головой.

 

50 метров под водой

Но тренируют не только номера. Одним из условий отбора в национальную сборную – плавание на время. В целом же всегда плавают для разминки порядка 20-30 минут. Вопрос, который волнует многих – на сколько времени могут задерживать дыхание синхронистки? В минутах мы ответ не получили, зато узнали, что под водой девушки могут легко проплыть два бассейна – это порядка 50 метров. На одной фигуре же задержка дыхания под водой – в среднем 1 минута 5 секунд.

Будущие чемпионки

Помимо занятий в воде, много часов синхронистки проводят и в тренировках на суше. Растяжка, акробатика, хореография – неотъемлемые составляющие всей подготовки.

Пока одни продолжают тренировку в воде, другие девочки уже переоделись из купальников в трико и ждут урока хореографии, уютно расположившись в холле на матах. Кто-то обсуждает прошедшую тренировку, кто-то отдыхает под пледом, кто-то делает селфи. Большинство занимающихся детей - из Чехова. Но есть и те спортсменки, которые приезжают в город специально ради сильной школы синхронного плавания.

Две девочки охотно соглашаются на небольшое интервью. Снежанна Дамберг и Полина Лонская выступают в дуэте. Сейчас им по одиннадцать, а занимаются синхронным плаванием они с 4 лет.

Ради спорта высших достижений девочки пошли на многое. Полина была лучшей спортсменкой во Владивостоке, оттуда переехала в Москву, а из столицы уже попала в Чехов – в одну из лучших школ синхронного плавания в России. Попутно она сменила три школы и сейчас учится в четвертой в Чехове, а всё свободное время посвящает спорту.

Снежанна тоже не из Чехова. В бассейн в Туле её привели для здоровья, но там тренер заметил её отличные природные данные и посоветовал заняться синхронным плаванием. Спустя время Снежанна с родителями перебралась в Чехов, потому что ей, как и Полине, нужно было менять местную секцию на сильную школу.

У девочек уже есть звание КМС, но настроены они гораздо серьёзнее – планируют дойти до олимпийской медали. Своими кумирами называют Ольгу Александровну Брусникину и Веронику Калинину. С гордостью рассказывают, что на «Русской матрёшке» в этом году завоевали сразу две золотые медали.

Водный балет

Но свободного времени у юных синхронисток не так много. В час дня девочки уже стоят у огромных зеркал в просторном танцевальном зале. Здесь руководит процессом Наталья Николаевна Иванова. Тут мы убеждаемся в том, как много синхронное плавание взяло от балета. Девушки занимаются у балетных станков и под классическую музыку делают различные па. Учитель строго и бескомпромиссно поправляет учениц.

«Вы зачем поднимаете плечи на уши. Вы что, взлетаете? Где голова должна была остаться! Плечи опусти! Что ты повисла на станке? Проверяем равновесие!», - то и дело слышны наставления хореогрофа. Здесь нет места импровизации и неточности.

«Традиции нашего вида спорта идут из разных видов спорта, в том числе и традиционно сильных для нашей страны балета, художественной гимнастики. У нас у всех тренеров очень щепетильное отношение к технической части тренировочного процесса, к красоте исполнения, к тому, как спортсменки выполняют ту или иную композицию, к образу», - рассказывает Ольга Брусникина.

Именно в хореографическом зале синхронистки отрабатывают все движения. В воде нужно думать о синхронности, о счёте, о технической стороне вопроса. Поэтому то, как тянутся пальцы, развернуты колени, выгнуты плечи и многое другое, должно быть отточено у балетного станка до совершенства.


«Нужно трудиться, постепенно идти к своей мечте и не сдаваться»

В конце нашего путешествия по «закулисьям» синхронного плавания Ольга Брусникина ответила на несколько вопросов о родном виде спорта. Сейчас трехкратная олимпийская чемпионка не только руководит подготовкой спортсменок на базе в Чехове, но и занимает должность Первого вице-президента Федерации синхронного плавания России и является членом Совета при Президенте РФ по физической культуре и спорту.

- Как проходит подготовка к олимпийскому сезону?

К олимпийскому сезону готовятся в сборных командах России, а наша задача – подготовка спортивного резерва. Наши девочки готовятся, чтобы отобраться в состав сборной команды России - как в юниорский, так и в старший.

Сейчас же наша главная задача – готовиться к основным стартам сезона, таким как Первенство России , чемпионат России и спартакиада учащихся России в этом году. Это наши основные задачи. А спортсмены, которые уже входят в состав национальной сборной, работают уже на местах. Вероника Калинина, воспитанница нашей школы в Чехове, уже третий год пребывает на федеральной базе «Озеро Круглое», где работает в составе сборной команды России под руководством главного тренера Татьяны Николаевны Покровской. Здесь она бывает только в начале сезона или между соревнованиями.

Что касается остальных девочек – у нас есть кандидаты в юниорские сборные, в юношеские. Они продолжают подготовку в составе юниорских сборных. Например, у нас сейчас здесь готовится микст-дуэт, который будет представлять Россию на первенстве Европы – Аверина Кристина и Михаил Васильев. Они сейчас учатся и тренируются на базе в Училища олимпийского резерва №4 города Чехов.

- Как вы считаете, почему Россия уже долгие годы доминирует на мировой арене и российским синхронисткам никто не может составить серьёзную конкуренцию?

Во-первых, в нашем виде спорта с синхронистками работают лучшие мастера своего дела, у нас очень сильная плеяда тренеров. Во главе её стоит главный тренер Татьяна Николаевна Покровская и её помощники, которые работают со сборной. Она внесла в наш вид спорта новую струю, которая дала сильнейший толчок развитию синхронного плавания в России, задала такую высокую планку именно технической подготовки и высокую планку творческой, артистической части нашего вида спорта, которой трудно соответствовать спортсменкам из других стран.

Кроме того, играет роль и высочайшая конкуренция среди детей. В России сейчас очень популярно синхронное плавание. Из-за того, что у нас высочайшая конкуренция среди школ, субъектов, регионов, в синхронном плавании формируется сильная юниорская сборная, которая показывает блестящие результаты на мировых первенствах.

Но есть и объективные причины. Спорт за рубежом в основном развивается за счёт клубной системы, где родители оплачивают занятия. Там нет такой государственной поддержки, какая есть здесь, в России и, в частности, в Московской области. Там нет тех условий именно финансовых и материально-технических, таких, как бассейны, залы и так далее, которые позволяют им с нами конкурировать. Опять же те условия, о которых я до этого говорила. Создать максимально комфортные условия для спортсменов, чтобы они ни о чем не заботились, чтобы они думали только о достижении результата.

Опять же, у нас артистический вид спорта. И большое влияние на красоту синхронного плавания оказали традиции русского балета, художественной гимнастики, которые славятся во всем мире.

- Как сейчас развивается синхронное плавание в Московской области?

Динамика положительная. Когда я пришла работать сюда в 2005 году, Московская область состояла только из одного города, который развивал синхронное плавание – это Электросталь. Это наша старейшая школа, оттуда были воспитанницы, попадавшие в составы сборных команд ещё СССР, потом России. В этой школе, чем мы очень гордимся, работала Татьяна Николаевна Покровская, она всё время вспоминает Московскую область с большим уважением и большой любовью. Это наша старейшая школа, мы всячески с ними работаем, сотрудничаем. Спортсменки этой школы регулярно попадают в состав сборной команды Московской области.

С 2005 года прошло уже больше тринадцати лет. Сейчас на первенстве Московской области выступает уже около шестнадцати муниципальных городов. То есть наш вид спорта активно развивается.

Мне бы очень хотелось, чтобы он имел большую поддержку со стороны муниципальных властей. Я прекрасно понимаю, что невозможно открыть в каждом муниципальном округе или городе областную школу. Но муниципальную поддержку тот субъект, где есть специалисты, есть условия, в общем-то оказать вполне может.

Нам трудно конкурировать с большими городами, у нас нет тех объемов занимающихся и тренерских кадров, мы отстаём в этом деле от Москвы и Санкт-Петербурга. Тем не менее, самоотверженность тех, кто работает здесь на местах, позволяет показывать отличные результаты.

Спорт на начальных этапах – это прежде всего селекционный отбор. Соответственно, чем больше у нас будет выбор, тем лучше у нас будет результат. Я поддерживаю инициативы в Московской области, когда в той или иной форме открываются школы, открываются секции и так далее. Мы приглашаем всех на наши соревнования - и клубы, и секции муниципальные.

- Высокая конкуренция, постоянная работа над собой. Дайте совет, как не сдаться?

- Надо верить в то, что ты делаешь. И любить своё дело. То есть если ты будешь всё время просчитывать какие-то варианты - если я сделаю это, то я получу то - то не уверена, что судьба тебе улыбнется. Самоотверженный труд, трудолюбие, наличие объективно хороших данных для нашего вида спорта - оно делает своё дело. Нужно верить, трудиться, постепенно идти к своей мечте и не сдаваться. Я всегда говорю своим девочкам: «самое страшное для вас девочки – это когда тренер начинает в вас разочаровываться. То тех пор, пока он в вас верит, вы должны верить, работать и стремиться к своей цели».

Мы стараемся настраивать наших спортсменок на то, что этим надо жить. Чтобы достичь успеха в чём-то, это должно заполнить практически каждую минуту, каждую секунду твоих мыслей.



Фото: Маша Золотухина, Михаил Отделенцев

Автор статьи:
Маша Золотухина
НАШ АДРЕС:
Чиланзарский район, 7 квартал,
Ташкент, Узбекистан, 100096
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Свяжитесь с нами или оставьте свой номер.
+998-71-273-19-63
это поле обязательно для заполнения
Телефон:
*
Спасибо! Форма отправлена