Александр Журавлёв: Один раз общались с известным тренером России, который постоянно выигрывает национальное первенство. У него спросили: в чём успех вашей команды? Он ответил: «Секрет успеха лежит в моём кармане — это ключи от нашего бассейна».
Когда у игроков есть достаточное количество воды для тренировок и квалифицированные тренеры, то есть возможность растить людей. На сегодняшний день для самой обычной тренировки нужно снять всё поле в бассейне. Это стоит очень дорого, никакие родительские сборы не в состоянии этого обеспечить.
Это можно сделать только благодаря государственному финансированию, открыв ДЮСШ или отделение в какой-то школе. Это наше будущее. Мы каждый год ведём переговоры с министерством спорта, чтобы, может, в следующем году начать так работать.
Вероника Иванова: Когда отсеиваются юноши? Когда доходят до того, что нет старшей команды?
Александр Журавлёв: Это связано с недостатком финансирования, участие в различных соревнованиях. Когда подрастают ребятишки 13-14 лет, у них появляются другие интересы. И если не поддерживать интерес к водному поло — он не ездит на соревнования, а только тренируется здесь, нет постоянного развития, он угасает. К сожалению, сейчас ребятишки 14-16 лет заканчивают тренироваться, это наша проблема.
Вероника Иванова: Говорят, что так во многих видах спорта. Может, можно переманить спортсменов из плавания или других смежных видов?
Александр Журавлёв: Очень многие именитые ватерполисты пришли из плавания. Когда мы говорим, что набираем ребятишек, то говорим, что ищем тех, кто уже хорошо плавает. Разряд в плавании — это огромный плюс для построения дальнейшей карьеры. Наряду с этим ребята 8-9 лет должны просто уверенно держаться на воде. У более старших, 10-11 лет, уже смотрим, чтобы они хорошо плавали, чтобы по возможности был разряд.
Много примеров, когда ребёнок в позднем возрасте, например, 14 лет, имея базу по плаванию, добивался самых высоких результатов и на первенстве страны по поло. Всё возможно, были бы желание и возможность тренироваться.
Скажу своё мнение: взрослого ватерполиста утопить невозможно, потому что у нас есть специальные упражнения, которые называются «сопротивление топлению». Это когда в воде ребёнок залазит на плечи другому ребёнку, а тот не должен утонуть, должен удержаться. Это командный вид спорта, ребёнок учит позиционировать себя в коллективе.
Это маленькая жизнь, когда ребёнок входит в коллектив, отстаивает свои права, завоёвывает место под солнцем и потом выпускается в жизнь. На своём опыте скажу, что это настоящая школа, потому что потом когда выходишь во взрослую жизнь, то ты всё знаешь, как вести себя в той или иной ситуации.
Может, это хорошо и для мальчиков, потому что они не боятся всего этого и учатся в безопасном режиме контактному бою. Не слабее, чем в хоккее, только хоккей травмоопасен. В этом смысле водное поло выигрывает.
Вероника Иванова: Я так понимаю, что это привлекает любителей. Сколько ватерпольных любительских команд?
Александр Журавлёв: Есть лиги, их тоже достаточное количество. Они тоже проводят соревнования, но если говорить конкретно про новосибирское водное поло, то у нас есть ветеранская лига. Два раза в неделю в бассейне СГУПС проходят тренировки. Там играют спортсмены, которые играли на профессиональном уровне, и те, кто не дошёл до этого уровня.
И просто приходят взрослые, которые когда-то хотели научиться играть. Раз в год мы проводим турнир имени нашего тренера Цибикова Николая Александровича. Приезжают команды из разных городов Сибири. Мы ездим на подобные турниры в Красноярск, Челябинск, Томск.
Михаил Якимов: У человека проснулся интерес, захотел попробовать. Есть ли возможность где-то это сделать?
Александр Журавлёв: В этой ветеранской команде во вторник и четверг с 20 до 22 часов они ставят поле и играют. Более опытные ребята тренируют менее опытных. Это всё возможно. Мы наигрываем наших ребятишек, которые сейчас поехали в Дзержинск, в течение месяца с ветеранами. Они могут показать, подсказать и подготовить молодого спортсмена в боевой обстановке.
Вероника Иванова: Много касались плавания, потому что это базовые навыки. А какое меню? Такое же, как у пловцов? Фелпс показывал в Instagram, что съедает 10 000 калорий за день.
Александр Журавлёв: Большие нагрузки, но нет полных спортсменов в водном поло, как и в плавании в общем. Колоссальные объёмы энергии теряются за тренировку. Есть некоторая специфика, она связана с тем, что водное поло — это не только плавание, это ещё и борьба, сбитое дыхание, постоянное соперничество, остановки, развороты. Важно ещё играть с мячом.
Там есть определённое правило — ни в коем случае нельзя брать мяч двумя руками, нельзя его топить. Очень много нюансов, которые делают очень сложной эту игру. Это один из самых технически сложных видов спорта.
Михаил Якимов: У нас в гостях были представители флорбола, они рассказывали, что есть клюшка, маленький мяч, но их игра больше похожа на мини-футбол. Если проводить такую же параллель с водным поло — на что похоже?
Александр Журавлёв: По стилю игры очень подходит гандбол. Но поскольку навыки принципиально разные — там на земле, здесь на воде, то я не знаю ни одного случая, чтобы из ручного мяча приходили в водное поло или наоборот. Но характер, рисунок игры очень похожи.
Если говорить о «мини», то существует такая категория, как мини водное поло. Там проводятся соревнования, присваиваются разряды. И это популярно в разряде а-ля пляжное водное поло, когда где-то на берегу небольшой бассейн, там играет, по-моему, по 3-4 человека. Это очень энергозатратно, потому что приходится постоянно двигаться. Маленькое количество игроков, перепасовываться не с кем.
Михаил Якимов: Есть возможность открытия спортивных классов? Какую-то такую работу ведёте?
Александр Журавлёв: Поскольку нет государственной поддержки и государственной организации, целенаправленного отбора нет. У нас есть тренеры, которые работают в школах, они этим в хорошем смысле пользуются и заинтересовывают ребят. После занятий по физкультуре к ним приходили на водное поло. Все остальные сами ищут себе детей. Мы задействовали и Instagram, и «ВКонтакте», и Facebook, и различные другие виды рекламы. С большим трудом, но набираем ребятишек.
Михаил Якимов: Куда можно обратиться, если не пришли к вам в школу?
Александр Журавлёв: Во-первых, в бассейнах, которые я назвал, вам обязательно дадут номера тренеров. Если хочется позвонить и узнать прямо сейчас, то можно позвонить мне, и я посоветую, в зависимости от того, где живут, куда лучше обратиться.