Краткий словарь ватерпольных терминов
Ближний угол ворот - угол ворот, ближайший к игроку, владеющему мячом
Выход к воротам - результат действий атакующих или контр-атакующих игроков, когда один из них получает преимущество над своим опекуном и плывет к воротам противника.
Дальний угол ворот - угол ворот, дальний по отношению к игроку, владеющему мячом.
Заслон - ситуация в атаке, создаваемая двумя нападающими, которые перемещаются к воротам по перекрестным траекториям. Эта ситуация вынуждает одного из их опекунов остановиться, чтобы не совершить грубую ошибку.
Затормозить движение - временно остановить выход одного из атакующих игроков, совершив против него простую ошибку, или медленно плыть перед ним.
«Ломать линию» - во время реализации «лишнего» игрока в статической ситуации или во время контратаки игрокам атакующей команды делать через одного небольшие движение вперед или назад, чтобы не находиться на одной линии с игроком, владеющим мячом, и тем самым затруднить защитникам
Опекаемый игрок - нападающий, против которого один из защитников (опекун) играет персонально.
Опекун - защитник, который персонально играет против своего соперника.
Отвал - резкое изменение направления движения атакующего игрока на противоположное, при котором он временно свобождается от опеки соперника.
Переиграть игрока - совершить действия, после которых нападающий получит преимущество над защитником.
Перейти на игрока - оставить своего «подопечного» игрока и начать опекать другого нападающего, который получил преимущество над опекуном. Или будучи обыгранным своим подопечным, начать опекать другого, ближайшего к себе нападающего.
Перекат - прием с вращением корпуса игрока (переворот) вдоль продольной оси на 360 градусов с целью избежать контакта с
соперником во время движения.
Перестроиться - изменить позиции нападающих (или защитников) с целью получить наиболее выгодную расстановку своих
игроков в нападении (или защите).
Переход мяча - эпизод в игре, когда одна из команд теряет мяч, а другая завладевает им (после нарушения правил, броска по воротам или неточного паса, или после истечения 35 сек. времени, отведенного на контроль мяча).
Последний (или отстающий) игрок - защитник, который остался или плывет медленно за игрок своим подопечным и готов контратаковать в случае перехода мяча к его команде.
Прорываться через защиту - плыть (возможно, с помощью заслонов, отвалов, перекатов и т.д.) через зону обороны и быть готовым получить мяч и пробить по воротам.
Разыгрывать мяч - действия нападающего, когда он передает мяч партнерам, находящимся в лучшей позиции, в результате чего развивается атака.
Первоначальные принципы водного поло
1. Во время игры все время смотри, где мяч !
2. Если твой партнер не ждет паса - никогда не давай ему мяч !
3. Получай и передавай мяч в движении !
4. Не держи мяч у себя !
5. Укрывай корпусом мяч от соперника !
6. Заплывай на ход защитнику !
7. Не бей в ближний угол !
8. Дай дорогу партнеру, который плывет с мячом к воротам противника.
9. Не создавай «кучу» у ворот противника !
10. Во время атаки будь свободен от опеки своего соперника.
11. Мяч у твоей команды – плыви вперед, мяч у противника – плыви назад к своим воротам !.
12. Не пропускай соперника к своим воротам !
13. Всех игроков команды противника – держать плотно !
Ватерполист должен уметь плавать:
1. Вольным стилем
2. Брассом
3. На спине
4. Дельфином
5. Саженками на груди
6. Саженками на спине
7. Баттерфляем
Ватерполист должен уметь выполнять технические приемы:
с мячом:
1. Основной бросок
2. Задний бросок
3. Бросок крюком
4. Перенос мяча
5. Остановка и ловля мяча
без мяча:
1. Старт в воде
2. Поворот в воде
3. Остановка
4. Ходьба на ногах
5. Выпрыгивание из воды
Из учебного пособия Ю.В.Колосова "Подготовка ватерполиста"